Методические материалы
В соответствии с пп.5 п.3 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", педагогические работники МБУ ДО ДШИ №3 ГО г. Уфа РБ участвуют в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ.
В данном разделе представлена информация о методических материалах, разработанных ДШИ №3 для обеспечения образовательного процесса.
1. Методическая разработка преподавателя по народно-сценическому танцу Хачатурян Эльвиры Вадимовны «Вращения на середине зала на уроках народного-сценического танца».
Содержание: 1) Введение
2) Пируэты
3) Абертас
4) Вращение с сокращенной стопой
5) Вращение со вскоком
6) Вращение с припаданиями
2. Методическая разработка концертмейстера хореографического отделения Шариповой А.Р. «Использование компьютерных технологий в работе концертмейстера на хореографическом отделении детской школы искусств».
Отрывок из работы: «Сегодня использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности концертмейстера очень актуально. В постоянном стремлении улучшить свою деятельность, разнообразить музыкальное сопровождение уроков классического, народно-сценического и др. танцев концертмейстеры хореографии находятся в постоянном поиске новой нотной литературы, много занимаются на инструменте, обучаются искусству импровизации при игре на музыкальном инструменте. Все это замечательно. Но порой этого не хватает. В современном мире для участия детей в концертных, конкурсных выступлениях преподаватели- хореографы все чаще прибегают к помощи фонограмм для музыкального сопровождения танцев. И здесь, а именно на предварительном этапе постановки танцев во время учебного процесса, концертмейстер может оказать очень важную помощь. Дело в том, что готовые фонограммы (скаченные из интернета, либо аудиозаписи на СД-дисках и пр.) очень часто по целому ряду причин оказываются неудобными для исполнения учащимися танцев (либо слишком быстрый темп, либо медленный, большая длительность произведения). Также довольно часто хореографу в процессе постановки танца нужно либо обрезать запись, либо убрать какие-то фрагменты внутри музыкального произведения. Конечно, эту работу нужно выполнять с соблюдением законов построения фраз, периодов, частей музыкального произведения…»
3. Методическая разработка концертмейстера хореографического отделения Шариповой А.Р. «Специфика работы концертмейстера на хореографическом отделении детской школы искусств: аккомпанемент уроку классического танца».
Содержание: 1) Введение
2) Отличительные особенности работы концертмейстера на уроке классического танца на хореографическом отделении детской школы искусств.
3) Методы музыкального оформления уроков классического танца.
4) Заключение
4. Методическая разработка преподавателя хореографического отделения Садыковой Надежды Сергеевны «Партерная гимнастика на уроке классического танца»
Содержание: 1) Введение
2) Природные физические данные и их развитие средствами партерной гимнастики
3) Упражнения в партере
4) Упражнения на полу, подводящие к классическому экзерсису
5) Музыкальное сопровождение
6) Заключение
5. Методическая разработка концертмейстера хореографического отделения Хайруллиной Гульназ Бахромовны «Особенности работы концертмейстера в хореографическом классе ДШИ».
Содержание: 1) Задачи концертмейстера
2) Знания, навыки и правила концертмейстера
3) Подбор музыкальной литературы
4) Обязанности концертмейстера
5) Взаимодействие педагога – хореографа и концертмейстера
6) Танец и музыка, как средство эстетического развития ребенка
7) Заключение
6. Методическая разработка преподавателя по классическому танцу Федоровой Лилии Фаритовны «Развитие у детей артистизма на уроке хореографии»
Отрывок из работы: «Задачи:
Обучающие:
1. ознакомить с понятиями «импровизация», «пластические этюды».
Развивающие:
1. развивать эмоциональный мир, чувство ритма, музыкальность
2. развивать двигательные функции (выворотность ног, гибкость тела, шага, прыжка и других).
3. развивать первоначальные навыки координации движений в различных видах шагов и бега, в упражнениях на полу, на середине зала, а также формирование музыкально-ритмической координации движений.
4. вырабатывать правильную позу тела (осанку), то есть постановка корпуса (торса, туловища), ног, рук, головы, обеспечивающая ученику устойчивость (апломб) в подготовительных упражнениях (в различных видах шагов и бега).
5. развивать выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ; музыкальность; разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения; способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций; освоение отдельных видов движений, объединение их в композицию; умение координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности.
Воспитательные:
1. воспитывать интерес к самому процессу движения под музыку;
2. познакомить с танцевальным этикетом.
3. воспитывать доброжелательное отношение к окружающим (дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость).
4. воспитывать потребность в самоорганизации (аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, настойчивость). воспитывать потребность в здоровом образе жизни.»
7. Методическая разработка преподавателя по классическому танцу Федоровой Лилии Фаритовны «Формы и методы проведения уроков по хореографии».
Отрывок из работы: «За последнее десятилетие мировая система образования значительно обогатилась новыми технологиями обучения. Все более очевидным становится тот факт, что получить позитивные результаты в процессе развития личности в различных аспектах можно лишь при совершенствовании всего комплекса составляющих этого процесса, а именно - его направленности, содержания и технологии образования. Каждая общность, членом которой является ребенок, должна на основе специфики своего функционирования развивать его разносторонне, обеспечивать гармоничное соответствие всех его личностных качеств.
Целенаправленная педагогическая деятельность педагогов по формированию определенных черт и качеств ребенка должна быть всегда ориентирована на определенную возрастную группу, в соответствии с возможностями и особенностями которой могут выдвигаться конкретные образовательные задачи и выбираться определенные формы и методы образовательного воздействия.»
8. Методическая разработка преподавателя классического танца Муфтахутдиновой Ирины Александровны «Практическое освоение хореографических элементов и комбинаций классического танца. 2 год обучения (5/8 класс)».
Содержание:
1) Пояснительная записка.
2) Технологическая карта урока.
3) План-конспект урока.
4) Методические рекомендации по подготовке и проведению урока.
5) Материально-техническое обеспечение содержания урока.
6) Список использованной литературы.
9. Методическая разработка преподавателя классического танца Исмагиловой Клары Раисовны "Балетные термины на уроке классического танца".
Отрывок из работы: «Структура занятия:
Вводная часть:
1. Вход в класс под музыку
2. Поклон – приветствие
3. Рассказ о ходе занятия
Основная часть:
1. Классический экзерсис у станка
2. Задания по группам на середине зала
3. Просмотр документального фильма о классическом танце.
4. Работа над постановкой
Заключительная часть:
1. Оценка работы обучающихся
2. Подведение итогов.
Итог:
• Верное произношение балетных терминов, правильное выполнение движений классического экзерсиса у станка.»
10. Методическая разработка преподавателя классического танца Исмагиловой Клары Раисовны "Основные позиции рук классического танца, методика и техника обучения".
Отрывок из работы: «Что такое танец?
Танец – это радость и положительные эмоции.
Танец – важное средство формирования художественного вкуса ребенка. Недаром говорят, что впечатления раннего детства самые сильные и незабываемые. Вот эту их социально-психологическую способность я и ставлю во главе подачи такой важной составляющей искусства хореографии, каковой являются правильные и красивые руки.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста ещё достаточно эмоционально раскрепощены и способны свободно фантазировать. Например:
1) Чтобы ребенку было легче понять термин «округлая рука», я даю им в руки воображаемый «воздушный шар», и прошу этот шар удержать, надуть, сдуть. Дети, как правило, хорошо воспринимают этот момент условности.
2) Проучивая III позицию, предлагаю детям из рук сделать бутон тюльпана, который может «открыться» для солнышка и закрыться…»
11. Методическая разработка концертмейстера хореографического отделения Ахмадуллина Салавата Мунавировича «Сборник пьес (баян) для уроков народно-сценического танца (экзерсис у станка) для младших классов ДШИ».
Описание работы:
Подобраны пьесы для аккомпанемента следующих упражнений: Demi plie, Battement tendu, Battement tendu jete, Rond, упражнение для бедра, каблучное движение, моталочка, Pas tortilla, Releve, Flic-flac, Adagio, Grand battement jete.
12. Методическая разработка концертмейстера хореографического отделения Кочубея Дмитрия Анатольевича «Сборник пьес для аккомпанемента уроку классического танца в средних и старших классах хореографического отделения. Экзерсис у станка»
Описание работы:
Подобраны пьесы для аккомпанемента следующих упражнений: Demi grand plie, Adagio, Grand battement jete, Battement tendu, Battement tendu jete, Petit battement sur le cou-de-pied, Rond de jambe par terre, вращательные движения, Battement fondu, Battement frappe, Battement frappe u double frappe, прыжки, Pas de basque.
13. Методический доклад преподавателя класса эстрадного пения Танатаровой Н.И. на тему: «Современные вокальные приемы при работе над эстрадным репертуаром с детьми старшего школьного возраста»
Отрывок из работы:
«Подобно человеческой речи, голос вокалиста также должен обладать множеством красок для выражения своих чувств, путем интонации и динамики. В противном случае песня просто не будет услышана: слушатель заснет под нее или, в лучшем случае, просто останется равнодушным. Недаром про хорошего вокалиста говорят, что он «в каждую песню вкладывает душу» или «поет всем сердцем». Такому вокалисту слушатель верит, как хорошему актеру, смеясь и плача вместе с ним.
В разные годы вокалисты использовали разные приемы, для придания выразительности своему вокалу. Так, в старых фильмах прошлого века можно услышать такую манеру пения и даже разговора, которая сразу дает нам понять, что фильм снят давно: голоса кажутся несколько кукольными и смешными, нет глубины и особой выразительности. Сейчас, современный вокал не имеет ничего общего с тем вокалом, считавшимся современным в 60-ые и 70-ые годы. Появилось огромное количество разных вокальных стилей…»
14. Методическая работа преподавателя по классу флейты Позяк Валентины Васильевны на тему: «Музыкальный звук флейтиста как основа художественной выразительности».
Содержание: Введение
Природа музыкального звука
Технология извлечения флейтового звука
Постановка дыхания
Губы и звук
15. Методическая разработка преподавателя по классу баяна Файрушина Фарита Фагимовича «Развитие музыкальных способностей на уроках баяна, аккордеона».
Содержание:
1. Введение.
2. Выявление музыкальных способностей.
3. Детская музыкальная одаренность.
4. Некоторые педагогические приемы, формирующие музыкальные способности на первоначальном этапе.
5. Заключение.
6. Библиография.
16. Методическая разработка преподавателя по классу флейты Позяк Валентины Васильевны на тему: «Некоторые вопросы звукоизвлечения при игре на флейте для достижения художественной выразительности»
Содержание:
1. Основные компоненты звука как средства выразительности
1.1. Тембр
1.2. Интонация
1.3. Динамика
1.4. Вибрато
2. Выразительные возможности дыхания
3. О значении музыкального слуха
4. Заключение.
17. Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано Твороговой Лоры Сергеевны «Ванда Ландовска. Шопен и французская старинная музыка».
Отрывок из работы:
«…Однако Ванду Ландовску, исполнителя и исследователя клавесинной музыки XVII-XVIII веков, этот факт нисколько не остановил и заставил еще подробнее погрузиться в изучение, используя первоисточники: саму музыку.
Приведу несколько выдержек из работы Ландовской.
«Основополагающая черта гармонии и Куперена, и Шопена – полное единство этой гармонии с мелодией, […], (они) всегда движутся вместе и образуют единое целое. Куперен, подобно Шопену, не сопровождает свои мелодии аккордовыми последовательностями. Вот почему невозможно скрыть хотя бы малейшее замедление темпа […], чтобы не изменить при этом логики гармонии и искренности экспрессии фразы. Оба они – и Куперен, и Шопен – знали (понимали или ощущали интуитивно), что гармония – это как раз то, что придает выразительность мелодии»…
18. Методическая разработка преподавателей музыкально-теоретических дисциплин Хайдаровой Айгуль Гафуровны и Халимовой Регины Рашитовны «Сочетание традиционных и инновационных методов преподавания на уроках сольфеджио (на примере слухового анализа)».
Отрывок из работы:
«Новые современные методы использования интерактивной доски на уроках сольфеджио, при работе во всех видах работы по сольфеджио, имеют существенные преимущества перед традиционными. Подача музыкального материала становится более наглядной, эффективной и динамичной, что, несомненно, экономит время. В то же время, хорошо подготовленный педагогом материал (музыка, рисунки, текст, тестовые задания) привлекает больший интерес учащихся к обучению. Например, при определении музыкальных интервалов на слух в младших классах, на доске могут быть представлены различные картины, ассоциирующиеся непосредственно с интервалом. Например, чистая прима представлена при помощи рисунка маленького воробья, чистая кварта – музыкального инструменты трубы, большая септима – крокодила и чистая октава – жирафа»…
19. Методический доклад преподавателя по классу фортепиано Сургутановой Натальи Викторовны на тему: «Начальное обучение пианиста (донотный период)».
Содержание: 1. Введение
2. Психологические особенности деятельности начинающих учащихся дошкольного и младшего школьного возраста
3. Знакомство с клавиатурой, с названиями звуков-клавиш
4. Музыкальные игры на фортепиано
5. Гимнастика
6. Знакомство с аппликатурой
7. Упражнения для навыков звукоизвлечения. Формула Шопена.
8. Подбор мелодий по слуху
9. Заключение
20. Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано Лыгиной Натальи Владимировны «Работа над педалью».
Отрывок из работы:
«Фортепиано, как никакой другой музыкальный инструмент, обладает таким специфическим богатством звучания, которое придают ему педали.
Значение фортепианной педали хорошо известно педагогам и исполнителям. Педализация обогащает художественные возможности инструмента, с ее помощью исполнитель проявляет свою индивидуальность, вкус, способность разнообразить красочность звучания.
Фортепиано изобрели в начале 18 века, а правую и левую педали инструмента стали использовать лишь в конце этого века. Педаль - ценное, неповторимое свойство фортепиано. Ее широко использовали все композиторы, начиная с Бетховена.
Правая педаль помогает преодолеть сухость, ударность фортепиано, сглаживая контраст между началом звука и его затухающим остатком»…
21. Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано Лыгиной Натальи Владимировны «Организация игровых движений начинающих пианистов»
Содержание:
1. Введение
2. Работа над упражнениями
- упражнения для правильной осанки
- упражнения для крупных мышц
- хватательные движения
- упражнения для пальцев рук
- дыхание
3. Упражнения для исправления двигательных дефектов
Заключение
22. Методическая разработка преподавателя художественного отделения Калимулиной Надежды Алексеевны «Башкирский орнамент»
Отрывок из работы:
«Человек всегда стремится наполнить мир красотой, украсить предметы, окружающие его в повседневной жизни. Эта область материальной культуры и называется декоративно-прикладным искусством.
Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства башкир является народный орнамент, представляющий своеобразный и важный слой художественной памяти народа.
Что же такое орнамент?
Орнамент – это ритмично повторяющиеся элементы рисунка. В переводе с латинского «орнамент» означает «украшение, узор», основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере)»…
23. Методическая разработка преподавателя художественного отделения Вильдановой Г.А. «Цвет в натюрморте и живописи (для учащихся 1-х классов)»
Содержание:
Введение
История цвета в живописи
Наблюдаемые цвета
Цвет в натюрморте и живописи
Заключение
24. Методическая разработка преподавателя художественного отделения Кузнецовой Л.И. «Прогулки по Москве и Подмосковью»
Отрывок из работы:
«Посещение музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина из серии лекций «Прогулки по Москве».
07.07.2017 года-выставка работ «венецианской школы». В этот день на улице Кропоткинская была представлена выставка «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто. Веронезе.» Было представлено 23 картины из музеев главным образом Италии, а также из наших –ГМИИ им. А.С. Пушкина и Эрмитажа.
В центре Белого зала была размещена одна из экспозиции – «Саломея» Тициана (х.,м.,1515). Эта героиня евангельского рассказа об усекновении главы Иоанна Крестителя. На картине Саломея держит на блюде голову Иоанна, профиль которого, как давно установили исследователи, совпадает с профилем самого Тициана. Крупный ближний план и кусочек неба в проеме окна или двери создает впечатление глубины, усиливает контрастность светотени и драматизм события. Живописность нежная, мягкая. Хотя, в целом, зрелище жестокое»…
25. Методическая разработка преподавателя художественного отделения Матвеевой С.Ю. «Условия развития творческого потенциала учащихся и активизация интереса к познанию»
Содержание:
1. Понятие «способности к изобразительной деятельности». Показатели
проявления творческих способностей
2. Организация учебного процесса-главное условие развитие творческого
потенциала учащихся
3. Пути активизации интереса к познанию
4. Заключение
26. Методическая разработка преподавателя художественного отделения Панкрашова А.В. «Возможности и примеры работы с инструментами в графической - векторной программе Corel Xara X1»
Отрывок из работы:
«Работать с CorelXara - все равно что сидеть за рулем элегантного красного
"Феррари" с откидным верхом в красивом весеннем парке. Простой и ясный интерфейс CorelXara прежде всего вызовет у вас вопрос: почему считается, что пользоваться пакетами иллюстративной графики очень сложно?
CorelXara 1.5 - одна из рассматриваемых в данном обзоре программ нового поколения.
Она служит в первую очередь для создания графического изображения на странице
за один раз и формирования блока текста за один раз. Программа позволяет выполнять
с рисунками, градиентным заполнением, изображениями и диапозитивами такие действия,
о которых вы могли только мечтать. Хотя Corel рекламирует CorelXara 1.5 как дополнение
к CorelDraw 7 для создания графики Web, по существу благодаря высокой производительности, средствам для работы с Web и специализированному
инструментарию CorelXara превосходит CorelDraw во многих отношениях»…
27. Методическая разработка преподавателя художественного отделения Юлгильдиной Г.А. «Символика деревянных скульптур оленей из филипповского кургана»
Отрывок из работы:
«…Раскопки интересующего нас «Большого Филипповского кургана» проводились в 1986 – 1987 годах экспедицией Института истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР (ныне Института истории, языка и литературы УНЦ РАН РБ) во главе с Анатолием Харитоновичем Пшеничнюком.
В тайнике I, который был найден в 0,5 м к западу от края могилы, помимо других находок, были обнаружены 8 фигур одноплоскостных оленей. Олени, фигуры которых вырезаны из дерева, оббиты пластинами: золотой с внешней стороны с тисненым орнаментом в виде разнообразных завитков, подчеркивающих мышцы животного, с другой – гладкой серебряной фольгой. Южнее на 6 метров в тайнике II, так же, как и в тайнике I, сверху были уложены оббитые серебряными и золотыми листами деревянные скульптуры оленей, восемь из которых одноплоскостных и пять двухплоскостных. Так же, еще пять двухплоскостных фигур «золотых» оленей было обнаружено слева от входа в погребальную камеру, на уровне дна дромоса и могильной ямы»…
28. Методическая разработка преподавателя художественного отделения Клинской О.Н. «Портрет в произведениях Ахмата Лутфуллина»
Содержание:
Введение
Биография художника
Портрет в творчестве А.Лутфуллина
Графические портреты в творчестве
Заключение
29. Методическая разработка преподавателя художественного отделения Клинской О.Н. «Натюрморт в произведениях башкирских художников (для учащихся 4-х классов)»
Содержание:
Введение
Творчество А.Х. Ситдиковой
Творчество А.Ф. Лутфуллина
Творчество П.П. Салмасова
Творчество З.Г. Гаянова
Творчество Р. Хабирова
Творчество И. Насибуллина
Творчество С.В. Маджара
Заключение
30. Методическая разработка преподавателя художественного отделения Кузнецовой Л.И. «Орнамент и декоративные мотивы»
Содержание:
Введение
1.Месопотамия
2.Египет
3.Греция
4.Древний Рим
5.Византия
6.Средние века
7.Ислам
8.Китай
9.Япония
10.Народное искусство
11.Ар нуво
12.Ар деко
Заключение
31. Методическая разработка преподавателя художественного отделения Людмилы Николаевны Таракановой «Батик. С чего начать? Методические рекомендации к практическим заданиям»
Отрывок из работы:
«… Сейчас батик популярен, пожалуй, как никогда раньше. Дизайнеры интерьеров, одежды, ткани, художники непременно обращаются к этой технике, создавая стильные и красивые вещи. Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные наряды, шарфы, платки, расписанные кистью художника. Батик даёт широчайшие возможности для творчества и самовыражения. В этом я вижу актуальность росписи ткани.
Каждый ребенок в душе великий художник, и ему хочется с гордостью дарить свои картины родным и близким, украсить свой дом. Значимость данной работы состоит в том, что педагог может приобщить учащегося к новой технике, развивая интерес к творчеству последовательно, при этом применяя и закрепляя знания по цветоведению и композиции.
Работа с шёлком и красками – увлекательное и захватывающее занятие. Необязательно быть профессиональным художником, мастерски управляющимся с кистью и карандашами. Немного потренировавшись, можно создавать свои впечатляющие творения. Нас окружает масса «картинок» и «узоров» - надо только их увидеть»…